Главная / Статьи / Изобретение это источник сверхприбыли

Изобретение это источник сверхприбыли

Ю.В.Григорьев, к.т.н., ведущий эксперт ООО «НПА»

Конкурентный рынок - низкие прибыли

В чём разница между монопольным рынком и конкурентным?

На монопольном рынке фирма-монополист предлагает к продаже товары по той цене, которая обеспечивает платёжеспособный спрос. В зависимости от ваших целей это может быть цена, обеспечивающая максимальную прибыль, а может быть и цена, обеспечивающая максимальный объём сбыта. Если вам нужно расширить производство, вам потребуется наибольшая прибыль. А если вам надо обеспечить загрузку своего и без того обширного производства, то целесообразнее установить цену, обеспечивающую максимальный объём сбыта. Монополист в своей ценовой политике ограничен только платёжеспособным спросом и антимонопольным законодательством. Участники конкурентного рынка в своей ценовой политике ограничены действиями друг друга. Действительно свободный конкурентный рынок сводит прибыль его участников к нескольким процентам, а зачастую и к нулю.

Так, осенью 2001 года компания «Форд» предлагала свои автомобили в кредит под нулевой процент с началом выплат через шесть месяцев после приобретения машины.

В середине девяностых годов большую популярность у нас получило южнокорейское печенье «Чоко-пай». Корейцы сами его почти не едят. Но узнав, что нам оно нравится, они немедленно построили ещё несколько заводов для его производства. А, учитывая низкую платёжеспособность нашего рынка, они продают печенье нашим оптовикам  по себестоимости, то есть без прибыли, довольствуясь только тем, что государство возвращает им НДС, так как продукция отпускается за рубеж. Зато им удалось обеспечить рабочие места своим гражданам и на некоторое время сильно потеснить наших кондитеров.

Один внешторговский работник на переговорах о продаже нашего оборудования в Германию вёл себя очень жёстко, можно даже сказать грубо. Когда я заметил ему, что так, пожалуй, можно и отпугнуть покупателя, он засмеялся и сказал фразу, которую можно обвести рамочкой и повесить на стену: «Если немец почувствовал выгоду в три процента, он с торгов не уйдёт!». Для нас величина в три процента звучит смешно. Но она отражает в действительности порядок величин прибыли, которыми оперируют участники по настоящему конкурентного рынка.

Но без прибыли нет развития, нет дивидендов. Как увеличить прибыль? У нас в 1996 году была издана очень хорошая книга Б. Файфера  «Удвойте ваши прибыли»[4.1]. Книга содержит 78 вполне дельных советов по увеличению прибылей, хорошо читается и усваивается. В ней есть даже советы как экономить на скрепках и конвертах, на поставщиках, на оргтехнике, на персонале. Если вы последуете советам этой книги, то вы сможете увеличить свои прибыли с трёх до шести процентов.

 А как получить пятьдесят или триста процентов? Файфер упустил самое мощное легальное средство повысить свою прибыль в условиях конкурентного рынка. Упустил, я думаю, не потому, что забыл, а потому, что не смог сформулировать, или имел в виду чисто торговую деятельность. Все приведённые в книге советы вполне конкретны и пригодны к немедленному воплощению. А это средство нельзя   сформулировать в виде готового к немедленному употреблению совета.

Как получить сверхприбыль?

Состоит оно в том, что вы  находите некое новое техническое решение  которое позволяют снизить себестоимость производства или выпустить на рынок продукт с лучшими потребительскими свойствами. Ваши конкуренты этим решением не владеют. Поэтому при снижении себестоимости вам не обязательно снижать цену. А на новый продукт вы можете установить новую цену. И у вас появляется некая сверхприбыль, обязанная своим происхождением нововведению. Величина этой сверхприбыли зависит от значимости, силы или уровня нового технического решения и от характера производства. Во всех случаях, когда появляется сверхприбыль, обязательно есть и какое-то новое решение. Не обязательно, чтобы оно было защищено патентом. Это решение вообще может не отвечать критериям изобретения, а относиться, скажем, к методам организации. Но обязательно нечто новое, неизвестное конкурентам должно присутствовать.

Для того, чтобы конкуренты не могли использовать ваше новое решение вы прибегаете к защите государства. Вы обращаетесь к нему с заявлением, в котором доказываете, что ваше решение является новым, причём в мировом масштабе, доказываете, что оно промышленно применимо и, что потребует от вас больше всего усилий, доказываете, что оно имеет изобретательский уровень. Далее в этом заявлении вы испрашиваете у государства привилегии на монопольное использование вашего технического решения и обязуетесь платить ему по установленной таксе за то, что оно будет защищать ваши интересы в течение, скажем, двадцати лет. При этом вы заранее платите определённую сумму за то, что государство будет рассматривать ваше заявление. Через восемнадцать месяцев существо вашего решения будет обнародовано для неопределённого круга лиц и всякий сможет либо опротестовать ваше решение по новизне, либо тайно воспользоваться вашим решением. Тем не менее, факт использования удаётся скрыть не всегда, и тогда все ваши надежды на государство.

Если государственная экспертиза сочтёт, рассмотрев ваше заявление, что предложенное вами техническое решение является изобретением, то государство выдаст вам патент на монопольное право использования изобретения и вы выпускаете своё запатентованное изделие на рынок. При этом вы можете во всеуслышание объявить, например, напечатать на упаковке изделия, что оно защищено патентом номер таким-то. Это позволяет надеяться, что вероятные пираты, желающие повторить ваше удачное решение, испугаются. Некоторое время потребитель покупает это изделие только у вас, и вы получаете сверхприбыль.  При удачном изобретении сверхприбыль может быть очень велика. За счёт чего образуется эта сверхприбыль? Так и хочется сказать, что за счёт остроумного технического решения. Но если бы не было патентной защиты вашего решения, то есть если бы оно не было в установленном порядке признано изобретением, конкуренты немедленно скопировали бы его. Поэтому сверхприбыль образуется за счёт того, что патентная защита, поддерживаемая государственными законами, предоставила вам монополию со всеми её достоинствами. Заметим, что монополию временную и не бесплатную.

На заре «эпохи реформ», когда упростилось общение с иностранцами, и они хлынули к нам мощным потоком, подбирая всё, что плохо лежит, обращало на себя внимание, что всякий раз, когда им предлагали нечто новое из научных разработок, одним из первых вопросов было: а патент у вас есть? Поначалу казалось, что их интересует вопрос юридической защищённости разработки. И лишь потом начало проясняться: иностранцы прекрасно понимают всё несовершенство патентной защиты новых решений и особых надежд на эту защиту не возлагают. Но они понимают и другое: в условиях конкурентного рынка только неожиданно новое, качественно новое и неочевидное техническое решение может обещать получение сверхприбыли. То есть они рассматривают наличие патента, как, в первую очередь, гарантию новизны предложения, его неизвестность возможным конкурентам и возможность совершить за счёт этого мощный рывок вперёд. А довольно иллюзорная защита, предоставляемая патентом, является просто приятным приложением к новизне.

Сверхприбыль - надолго ли?

Становясь монополистом вы поправляете своё финансовое положение. Как правило, ненадолго, потому что конкуренты тоже не сидят сложа руки. Кроме того, к тому времени, когда вы доведёте свой продукт и организацию его производства до совершенства,  велика вероятность того, что он закончит свой жизненный цикл и сойдёт с рынка либо из-за отсутствия потребности в нём, либо из-за вытеснения его другим, схожим, но принципиально новым по качеству. Вы не можете умыться или побриться на всю жизнь вперёд. Через три дня вы будете выглядеть так, как будто вы всю жизнь не мылись и не брились. Так и в промышленном бизнесе. Если вы не будете делать постоянных, пусть небольших плавательных движений, постоянно совершенствуя своё производство, вы начнёте тонуть.

Насколько поправится ваше финансовое положение? Это зависит от соотношения уровня изобретения и серийности производства. Мелкое изобретение в условиях массового производства может дать большой экономический эффект, а остроумное изобретение высокого уровня, применённое в единичном изделии может дать эффект, небольшой в абсолютном выражении.

Контактные телефоны:

(495)  937-55-12

(495)  933-29-90

Новости:
Россия, 117630, Москва, а/я 33
тел.: (495) 937-55-12, (495) 933-29-90, (901) 543-75-54
факс: (495) 937-55-12
e-mail: patent@npa-patent.ru